Третий квартал стал не самым удачным для крупнейшего российского производителя соков «Лебедянский»
Согласно отчетности по МСФО за девять месяцев 2007 года, компания сократила чистую прибыль на 6%, что стало неожиданностью для многих аналитиков, прогнозировавших рост этого показателя. После публикации отчетности акции «Лебедянского» на ММВБ упали в цене на 1,7%. В компании снижение чистой прибыли объясняют обслуживанием долга, однако аналитики в числе возможных причин называют реструктуризацию «Лебядянского» в преддверии продажи сокового бизнеса Pepsi.
ОАО «Лебедянский» производит соки, нектары, сокосодержащие напитки, детское питание, минеральную и питьевую воду, морсы и компоты. Компании принадлежат заводы «Лебедянский» и «Прогресс» в Липецкой области, «Троя-Ультра» в Санкт-Петербурге, а также логистический оператор ООО «Энтер логистика». В настоящее время «Лебедянский» контролирует около 31% сокового рынка. Основные владельцы - депутат Госдумы Николай Борцов (30%) и его сын, депутат Липецкого облсовета Юрий Борцов (25,13%), 19,9% акций находится в свободном обращении с марта 2005 года (компания привлекла в ходе IPO на РТС и ММВБ 151 млн долл.).
Консолидированная выручка ОАО «Лебедянский» за девять месяцев 2007 года выросла на 35%, составив 699,9 млн долл. (без учета купленной в ноябре прошлого года «Трои-Ультры» рост выручки составил 27%, до 661,4 млн долл.). Показатель EBITDA за три квартала вырос на 14%, до 125,5 млн долл. В основном соковом бизнесе рост продаж достиг 33% (до 597,2 млн долл.), а без учета «Трои-Ультра» - 24% (до 558,7 млн долл.). В то же время чистая прибыль «Лебедянского» в январе-сентябре этого года сократилась на 6%, до 69 млн долл.
Исполнительный директор «Лебедянского» Магомет Тавказаков признал, что третий квартал был сложным. «Проводилась реорганизация коммерческой службы с целью фокусирования на быстрорастущих сегментах детского питания и минеральной воды. Это привело к тому, что темпы роста продаж в сегменте «соки» оказались ниже прогнозируемых и прежде всего это коснулось бренда «Фруктовый сад», занимающего более 40% в продажах группы», - пояснил г-н Тавказаков. В ходе телефонной конференции для аналитиков он уточнил, что неудача «Фруктового сада» была вызвана просчетами в рекламной кампании. Среди негативных факторов в компании отметили также замедление роста сокового рынка во втором полугодии 2007 года: вместо прогнозируемых 12% он будет расти менее чем на 10%.
Снижение чистой прибыли в «Лебедянском» объясняют обслуживанием долговых обязательств. «На это ушло более 8 млн долл.», - сообщил директор по связям с общественностью компании Александр Костиков.
Между тем аналитики видят и другие причины снижения чистой прибыли сокового гиганта. Так, Наталья Загвоздина из «Ренессанс Капитала» считает, что компания продала меньше, чем могла бы. «Это связано с активизацией конкурентов, в том числе «Вимм-Билль-Данна», который отобрал у «Лебедянского» примерно 1% рынка соков. Кроме того, возможно, что в третьем квартале менеджмент «Лебедянского» сфокусировал свою активность на переговорах о продаже бизнеса компании PepsiCo», - говорит г-жа Загвоздина. «Замедление темпов роста продаж обусловлено негативными последствиями реструктуризации в преддверии ожидаемой продажи сокового подразделения PepsiCо, а также недочетами маркетинговой политики», - соглашается Андрей Никитин из ФК «Уралсиб».
Аналитик «Финама» Сергей Фильченков отметил также опережающие темпы роста операционных затрат «Лебедянского», приведшие к снижению операционной рентабельности компании с 19,1 до 14,7%.