1 ноября в Крымске (Краснодарский край) состоялась закладка первого камня в строительство стеклотарного завода компании "Русджам-Кубань", являющейся дочерним предприятием турецкой Anadolu Gam Sanayii. Он рассчитан на производство 700 млн условных единиц стеклотарной продукции в год. Стоимость проекта €70 млн. Новое предприятие призвано полностью обеспечить потребности края в стеклотаре. Эксперты положительно оценивают стратегию компании, в соответствии с которой она размещает новые предприятия в тех регионах, где есть дефицит стеклотары.
Как сообщил "Ъ" председатель совета директоров концерна Sisecam Group, в который входит Anadolu Gam Sanayii, Ахмед Кирман, строительство первой очереди должно завершиться в декабре 2007 - январе 2008 года, выход на проектную мощность запланирован на начало 2009 года. Срок окупаемости проекта - пять лет. В качестве сырья будут использоваться залежи кварцевых песков в Крымском и Темрюкском районах.
Господин Кирман надеется, что с вводом в строй завода в Крымске потребности южнороссийских предприятий в стеклотаре будут полностью удовлетворены. С ним согласен руководитель департамента промышленности края Андрей Кравченко. "После того как прекратил свое существование ряд стекольных заводов в ЮФО, стеклотары не хватает, спрос на нее в регионе растет на 10-15% в год, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится", - сказал чиновник. По его данным, потребность Краснодарского края в стеклотаре составляет 400 млн единиц в год. Сейчас в регионе ежегодно выпускается порядка 22 млн единиц, производители - небольшие предприятия в Славянске, Горячем Ключе и Краснодаре.
"Русджам-Кубань" планирует производить весь спектр стеклотарной продукции (стеклотара для консервов, воды, напитков, соков, молока, пива, вина, косметики и медицинских препаратов), однако основное производство завода - бутылочное. Аналитическое агентство "Инфо-Марк" оценивает российский рынок стеклотары для пива в $ 600 млн в год, или 6 млрд единиц, что составляет 60% всего рынка стеклянной тары. Основные участники рынка производства пивных бутылок: "Русджам" - 13% российского рынка, "РАСКО" (российско-американское предприятие) - 11,7% рынка бутылок, ассоциация производителей стеклотары "РКМ" - 10%. В агентстве считают, что с вводом новых мощностей "Русджам" сможет претендовать на половину российского рынка пивной стеклотары.
По данным ИА INFOLine, в последние годы российские производители стеклотары постепенно вытесняют с рынка импортную продукцию. В 2007 году доля импортной стеклотары составила менее 4% (в 2004 году - около 10%). На фоне постепенно снижающихся темпов роста отраслей потребителей пищевой стеклотары (например производство пива в 2006 году выросло всего на 10%) и отсутствия возможностей импортозамещения планируемый масштабный ввод в эксплуатацию заводов по выпуску стеклотары приведет к существенному усилению конкуренции между ее производителями, предположили аналитики агентства.
Президент Стеклосоюза России Виктор Осипов считает, что стратегия компании "Русджам" не противоречит основным тенденциям развития отрасли, в соответствии с которыми новые предприятия размещаются не в центральном регионе России, где уже ощущается перепроизводство стекольной продукции, а в тех регионах, где есть ее дефицит.
Впрочем, в краснодарском филиале компании "Очаково" (завод пива и безалкогольных напитков) "Ъ" сообщили, что появление в регионе нового производителя никак не повлияет на обеспеченность предприятия стеклотарой. "Поставки тары в нашей компании, как и в других крупных пивоваренных компаниях, производятся централизовано, близость к производителю не имеет значения", - заметил Александр Шумский, руководитель службы по связям с общественностью филиала.
Местные производители вина и крепких спиртных напитков также пока не рассчитывают на нового поставщика. "Мы заказываем небольшие партии бутылок для своей продукции, настраивать линии конвейеров на эксклюзив крупное предприятие вряд ли будет, это для них нерентабельно", - пояснил "Ъ" свою позицию директор одного из кубанских винзаводов, попросивший не называть его имя. По его мнению, основными потребителями продукции нового предприятия станут расположенные в регионе турецкие пивоваренные компании, в том числе ростовский завод "Эфес".