Сегодня российский рынок соков демонстрирует серьезный рост - 12-15% в год. При этом динамичное развитие характеризуется высокой степенью консолидации рынка, что справедливо, в первую очередь, для городов-миллионников, среди которых лидерами являются Москва и Санкт-Петербург. В этих регионах соковый рынок поделен между 4 гигантами-производителями - Нидан, Мултон, Вимм-Биль-Данн и Лебедянский. Конкуренция на соковом рынке достаточно высокая, особенно в премиальном сегменте, как наиболее прибыльном для производителей. С одной стороны, это делает столичные рынки притягательными для региональных поставщиков, а с другой - труднодоступными. Тем не менее, в последнее время все чаще можно встретить на полках продукцию таких крупных региональных предприятий, как «ИнтерАгроСистемы», Dig Don, «Сады Придонья». Однако, согласно прогнозам аналитиков, уже сегодня происходит постепенное насыщение рынка, поэтому к 2010 году ожидается замедление темпов его роста.
Вместе с тем, на рынок соков все большее влияние оказывают такие тренды, как стремление к здоровому образу жизни, хорошему самочувствию и расширению ассортимента качественных натуральных продуктов. Как показывают исследования, 55% женщин и 45% мужчин во всем мире склонны уделять постоянное внимание всему здоровью. При этом особенно популярны именно такие напитки и продукты, благоприятный эффект от которых становится быстро заметен. Например, улучшается пищеварение, вес приходит в норму, кожа становится более гладкой, волосы и ногти выглядят крепкими и здоровыми.
В наибольшей степени это относится к категории обогащенных или мульти-функциональных напитков, т.е. напитков, обладающих дополнительными полезными свойствами (например, напитки и соки с добавлением сои, йогурта, экстрактов различных растений, таких как женьшень, лимонник, алоэ и др.). Это позволяет производителю позиционировать продукт в более высоком ценовом сегменте, что является важным преимуществом особенно на уже сложившихся рынках, где потребитель ищет дополнительную выгоду в виде высокого качества, богатого витаминами и минералами состава, улучшенного вкуса. В этом смысле именно рынок негазированных напитков, и, в частности, рынок натуральных фруктовых соков, по-прежнему, остается лидером среди полезных для здоровья напитков. Различные новинки сокового рынка открывают широкие возможности для нишевых продуктов, таких, как например, функциональные соки, специальные соки для детей, новые интересные сочетания вкусов, соки с низким содержанием калорий, обогащенные напитки.
В связи с этим, по мнению специалистов компании «СИГ Комбиблок», в ближайшее время на рынке соков будут развиваться следующие тенденции: поиск и развитие новых сегментов, дальнейшая диверсификация рынка соков и сокосодержащих напитков, внедрение инновационных и уникальных продуктов. По этому пути идет весь мир, и правильность этих тенденций подтверждает опыт других стран, в которых подобная продукция является крайне востребованной и популярной. Обогащенные напитки - это реальная возможность продолжения динамичного роста и укрепления собственных рыночных позиций.
По прогнозам специалистов «СИГ Комбиблок», рынок обогащенных напитков может уже к 2008 году достигнуть 100 млн. литров. Ежегодно рынок соков растет на 300 млн. литров. Таким образом, если эта тенденция сохранится, то доля обогащенных напитков может составить треть прироста всего рынка. При этом объем всего рынка соков на сегодняшний день составляет 2,6 млрд. литров.
Компания СИГ Комбиблок
СИГ Комбиблок - один из ведущих мировых производителей картонной упаковки и фасовочных автоматов для напитков и продуктов питания. Количество сотрудников: 3,890 человек. Оборот в 2006 году: EUR 1,210 млрд.. СИГ Комбиблок является подразделением SIG Holding AG, Швейцария.