При почти тотальном удорожании пищевых продуктов было бы наивно ожидать, что вне этого процесса останутся рынки чая и кофе. Однако здесь подорожание имеет свои особенности. С одной стороны оно происходит в более «мягкой» форме - рост цен на стопроцентно импортируемый продукт сдерживает понижение курса доллара по отношению к рублю. С другой стороны - россияне все чаще выбирают продукцию более высокого ценового сегмента.
Готовьте денежки
По оценкам Федеральной службы государственной статистики в сентябре отмечено увеличение цен на 89% наблюдаемых продовольственных товаров. И разумно ожидать, что вслед за пищевыми продуктами первой необходимости «подтянутся» остальные продукты. В частности, чай и кофе.
«Российские рынки чая и кофе в последнее время демонстрируют рост в стоимостном объеме, - сообщила директор по связям с общественностью компании «Орими Трэйд» Мария Драбова. - Средняя цена покупки на чайном рынке за первое полугодие 2007 года по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года выросла примерно на 14%, на кофейном - примерно на 7%».
Однако на общем негативном фоне прогнозы по рынку чая и кофе относительно «благоприятны». «Рост данных рынков в стоимостном выражении в некоторой степени сдерживает понижение курса доллара по отношению к рублю, поскольку такие товары, как чай и кофе, являются на 100% импортируемыми и цены их номинируются в долларах», - пояснил корреспонденту ИА «Росбалт-Бизнес» гендиректор маркетингового агентства «Компания «Прорыв» Дмитрий Василевский.
По его оценкам до конца года следует ожидать рост рынка чая в стоимостном выражении на уровне 12-14%, рост рынка кофе на уровне 18-20%.
При этом для рынка кофе данный рост естественен независимо от общей ситуации на российском продуктовом рынке.
По данным «Прорыва», процесс роста рынка кофе в стоимостном выражении значительно опережает рост рынка в натуральном выражении традиционно. «Если в натуральном выражении рынок равномерно прибавляет около 8% в год, то в стоимостном выражении рост рынка достигает 20-25% ежегодно», - говорится в маркетинговом исследовании компании «Динамика развития российского рынка кофе в 2006 г. и первой половине 2007 г.»
Кофе «гоняет» чаи
«Хотя русские по-прежнему считаются «чайной» нацией, в течение последних лет на российском рынке горячих напитков наблюдались серьезные структурные изменения. Так, в период с 2002 по 2006 год продажи кофе в России постоянно росли, и в 2006 году они достигли 130 тыс. тонн в натуральном выражении и $2,5 млрд в стоимостном выражении, обогнав тем самым рынок чая на $200 млн, - подсчитали в «Прорыве». - По сравнению с показателем 2005 года рынок вырос на 18% в стоимостном и на 8% в натуральном выражении».
«Популярность чая с каждым годом сокращается, особенно среди молодого населения России, которое считает чай «скучным» напитком. Чего нельзя сказать о кофе: в период с 1991 года в натуральном объеме рынок вырос почти в 4 раза, и при этом еще имеет существенный потенциал роста», - констатируют в «Прорыве».
Кофе: пьем, что дороже
По оценке компании «Nielsen Россия» порядка 8% российского рынка кофе в стоимостном выражении приходится на растворимый кофе с добавками (сухое молоко, сахар и др.) и кофейные напитки. Около 9% - на кофе в цельных или молотых зернах. И 83% - на растворимый кофе.
Как отмечает маркетолог-аналитик компании «Nielsen Россия» Дмитрий Швецов, на российском рынке растворимого кофе наблюдается долгосрочная тенденция переключения потребителей с дешевой продукции на более дорогую.
А в «Прорыве» уточняют, что, «если чай во все времена был напитком доступным, и рост доходов населения практически не сказывался на натуральном объеме рынка, то в случае с кофе эта тенденция является одним из главных факторов, способствующих физическому росту рынка».
Кстати, эта же тенденция была отмечена и в материалах исследования компании «Экспресс-Обзор», посвященного рынку кофе в 2006 году. Эксперты фиксируют смещение «приоритетов потребителей в сторону кофе, требующего большего количества грамм в расчете на одну чашку».
«Самыми большими темпами растет сегмент натурального молотого кофе, в 2006 году он вырос на 18%, - отметили эксперты «Экспресс-Обзора». - В 2006 году доля сублимированного кофе в натуральном выражении впервые превысила долю гранулированного кофе. Это явилось следствием давно определившейся тенденции перехода потребителей к более качественным видам кофе: натуральному и сублимированному».
Такие разные рынки
Кстати, по данным «Nielsen Россия», отечественному рынку кофе характерна умеренная концентрация: на долю трех компаний-лидеров - в алфавитном порядке: Kraft (бренд Jacobs), Nestle (бренд Nescafe), Tchibo (бренды Tchibo, Davidoff) - приходится около 60% рынка в стоимостном выражении.
После устойчивого роста на протяжении 2005 и 2006 годов российский рынок кофе в первой половине 2007 года потерял 6% в физическом и около 1% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Однако это не значит, что ситуация по результатам всего 2007 года не может измениться, - отмечает эксперт «Nielsen Россия». - На рынке наблюдается слабовыраженная сезонность - ежегодное временное снижение продаж в летние месяцы на 2-4% с восстановлением в сентябре».
Рынок чая в России более консолидирован. «Лидеры рынка чая - (в алфавитном порядке) компании «Авалон», «Акбар», «Ахмад», «Гранд», «Дилма», «Орими Трэйд» и «Юнилевер» - продолжают наращивать свою совокупную долю, которая в 2006 году превысила 80% в натуральном выражении, - уточняется в маркетинговом исследовании «Nielsen Россия». - В сегменте пакетированного чая тенденция к дальнейшей концентрации отрасли прослеживается еще отчетливее - пятерка лидеров контролирует более 75% рынка пакетированного чая».
Правда, эксперты «Nielsen» отметили, что в сегменте листового чая наблюдается обратная тенденция. Здесь общая доля пяти лидирующих игроков сократилась в 2006 году до 68% от общего объема продаж в натуральном выражении.
«Наиболее популярными остаются ароматизированные чаи, и этот сегмент является одним из самых быстрорастущих. Общая доля ароматизированных вариантов превысила 30% (в натуральном выражении) от всей категории. А самые динамичные сегменты - зеленый и зеленый ароматизированный чай», - резюмируют в «Nielsen».
При этом и для «чайного» рынка характерен растущий интерес потребителя к более дорогим и качественным продуктам. И рост в стоимостном объеме Мария Драбова связывает «прежде всего, с ростом интереса потребительской аудитории именно к дорогой продукции, к маркам чая и кофе премиального сегмента».
«Очевидно, что эта тенденция сохранится, и розничные цены на продукцию класса-премиум сохранят динамику и будут расти, - сообщила представитель «Орими Трэйд» корреспонденту «Росбалт-Бизнес». - Тем не менее, мы намерены сдерживать на прежнем уровне цены на продукцию среднего и низшего ценовых сегментов, которая пока еще наиболее востребована в России».