Вслед за ООО «Сандора», повысившей в октябре на 10% отпускные цены на свою соковую продукцию, основные украинские производители также планируют до конца года поднять цены в среднем на 10-15%. При этом главными причинами подорожания продукции называются: дефицит отечественного сырья и существенный рост цен на него на мировом рынке.
Хороший повод поднять цены
Несмотря на динамичное развитие рынка соков и сокосодержащих напитков в Украине в последние годы (темпы роста производства по разным оценкам составляют 25-35% за год) практически ежегодно происходит и повышение цен на эту продукцию в среднем на 10-15% и более. Первый существенный скачок наблюдался в 2002 году, что было связано с повышением цен на мировом рынке на цитрусовые концентраты, в первую очередь - апельсиновый. Поскольку апельсиновый сок занимал (и занимает) доминирующие позиции в структуре выпуска и потребления соков, то, естественно, чтобы не снижать доходы производителям пришлось поднимать свои отпускные цены.
Вместе с тем именно в тот период на украинском рынке происходит переоценка ценностей - отечественные компании значительно расширяют ассортимент продукции, предложив украинскому потребителю соки, произведенные на основе отечественного сырья: яблочный, абрикосовый, персиковый, грушевый, морковный, березовый и т.д. Однако и после этого ценовой стабильности на рынке не ощущалось. Уже в 2004 году цены практически на все соки повысились, особенно на продукцию в тетра-упаковке. И если три года назад в розничной торговле нижний ценовой сегмент, по словам экспертов, не превышал 3 грн за литр сока, а средний варьировался в пределах 3,5-4 грн/л, то уже в прошлом году показатели составляли примерно до 4-4,5 и 5-5,5 грн/л соответственно. В этом году ситуация не изменилась - подорожание продолжилось. Среднеценовой сегмент уже приближается к отметке 6 грн/л, хотя два-три года назад эта планка еще относилась к за продукции примиум-класса.
Как считают производители соков нынешний рост цен связан со многими факторами, включая инфляцию, постоянное удорожание энергоносителей и неурожай в Украине основных косточковых фруктов - персика, абрикоса и т.д. Но самая главная причина имеет внешний вектор - существенное подорожание сырья на мировом рынке и в первую очередь апельсинового и яблочного концентратов, что связано со снижением мирового производства апельсинов и яблок. Между прочим отметим, что о необходимости повышения цен (на 10-15%) ведущие операторы и аналитики рынка стали поговаривать еще в апреле этого года, так сказать готовили обоснованную почву на будущее. Летом, когда стало ясно, что дефицит украинского фруктового сырья по разным позициям составит от 30 до 95% (по яблукам и винограду - 30%, персикам - около 65%, абрикосам - 95%), уже послышались «угрозы» о подорожании готовой продукции в среднем на 20-30%. Более других о необходимости повышения цен на некоторые виды соков настаивал основной их производитель в Украине - ООО «Сандора» (по разным оценкам занимающее на рынке от 43 до 47%), тогда как другие операторы были несколько сдержанней в своих прогнозах. Как отметил PR-менеджер компании СП ООО «Витмарк-Украина» Андрей Крень, проблемы с сырьем были очевидны в начале сезона и чтобы как-то сгладить ситуацию компания заключила контракты с крупными поставщиками сырья за рубежом. Благодаря этому компании удасться избежать значительного повышения на свою продукцию и к концу года соки под брендом «Витмарк-Украина» повысятся в среднем на 10%. При этом господин Крень уточнил, что в связи с повышением цен на импортное сырье крупным украинским производителям сока все же не удастся удержать цены на прежнем уровне и продукция непременно будет дорожать. Насколько - всё будет зависеть от менеджмента компаний.
Апельсинов не стало меньше
Вместе с тем другие украинские производители соков в Украине как-то вяло поддержали почин «Сандоры», то есть либо они не афишируют повышение своих отпускных цен, либо откладывают этот процесс на ноябрь-декабрь текущего года, либо говорят о стабильности своих цен в ближайшей перспективе. Довольно странно слышать подобные расхожие заявления, ведь если сырье дорожает, то это должно коснуться всех производителей, а не отдельных операторов. Хотя по большому счету о повышении заявляют практически все производители. Но это скорее можно квалифицировать как поддержание разговора, чем конкрентные выкладки анализа ситуации.
В связи с этим у потребителей возникает вопрос: а собственно почему дорожают соки, в том числе и овощные, и миксы из них? Ведь урожаи допустим томатов, моркови, тыквы, арбузов, малины, клубники и прочих овощей и ягод не так уж снизились, да и березовый сок можно было заготавливать «выше крыши». И почему производители лучшего яблочного концентрата в мире сегодня ищут его на внешних рынках, переплачивая за него полторы цены? Вся беда в том, что мало кто думает о дне завтрашнем. Ведь понятно, что поскольку удельный вес отечественного сырья в украинском производстве соков в лучшем случае достигает 20% (если не упоминать томаты, морковь и пр.), то при любых обстоятельствах наши операторы зависят от импортного сырья, а потому должны чутко реагировать на мировую конъюнктуру. Но если концентрированный яблочный сок, который производится в Украине и пользуется значительным спросом на внешнем рынке практически полностью поставляется на экспорт, то не мудрено, что затем, при неблагоприятной ценовой конъюнктуре, его приходится покупать у других производителей и по более высоким ценам, как это наблюдается сегодня. И за этот слаборазвитый менеджемент украинских операторов приходится расплачиваться потребителю, которому говорят о неурожае местных яблок.
Теперь по поводу апельсинов. Неурожай и повышение цен на апельсиновый концентрат - это всего лишь хороший повод поднять цены, поскольку производство апельсин в мире стабильное.
Действительно, цены на апельсиновый концентрат на мировом рынке повысились, равно как и на яблочный концентрат. Однако если яблочный концентрат подорожал только ввиду неурожая яблок в странах-производителях и за счет повышенного спроса на него со стороны импортеров, то по апельсиновому сегменту рынка не все так однозначно. Производство данного вида цитрусовых в прошлом году составило около 60 млн т, в этом году урожай сократится незначительно. Даже с учетом того, в США его будет собрано значительно меньше, есть страны, которые в последние годы показывают существенный рост производства этого фрукта. Между прочим. Аналитики рынка отмечают, что гибель урожая апельсин во Флориде никак не могла отразиться на мировых ценах. Тем более, что основной экспорт апельсин приходится на штат Калифорния, где все нормально. Вероятно производители просто используют информацию о неурожае как повод для повышения цен, - говорят некоторые аналитики. Ведь проблем с урожаем апельсинов в мире нет, поскольку они производятся в достаточном количестве и в странах Азии, и Европы и Африки. Возможно,что виной всему есть растущие потребности в апельсиновом соке в мире, в том числе и таких странах как Украина. А поскольку наши операторы еще не в состоянии удовлдетворить эти потребности, исходя из производственных возможностей, то таким образом они пытаются несколько снизить потребительский спрос. Вместе с тем заявления о подорожании апельсинового концентрата до $2500/т как-то не соответсвуют действительности. Ведь только в августе отечественные компании закупали его в среднем по ценам $1200-1500/т (условия поставки FCA), а яблочный концентрат - $1000-1065/т (условия поставки CIF). Причем импортерами этого сырья выступали отнюдь не США или Бразилия (т.е. основные произвордители апельсинов в мире), а европейские страны и Китай. Может быть не там ищут сырье наши соковыжималы?
Справка.
Рынок СННМ (соки, нектары, напитки, морсы) в Украине составляет от 420 до 480 млн. По прогнозам экспертов, темпы прироста рынка на ближайшие 2-3 года сохранятся. На сегодняшний день порядка 90% рынка СННМ обеспечивают три национальных оператора - ООО «Сандора» (ТМ Sandora, «Українська класика», «Дар», «Садочок», «Белая упаковка», «Сандорик»), СП ООО «Витмарк-Украина» (ТМ Jaffa, «Соковита»), ЗАО «Эрлан» (ТМ «Біола», «Премьера»). Далее следует группа опероаторов не привышающих 10% рынка - ОАО «Виннифрут» (ТМ «Винни»), российская компания «Нидан Фудс» (ТМ «Моя семья»), корпорация «Ридна марка» (ТМ «Мрия», «Морс Лисова ягода», «Самый сик»). Доля импортной продукции за последний год увеличилась с 2 до 7 %. Структура продаж соков и сокосодержащих напитков в 2005 году в натуральном выражении распределилась следующим образом: доля соков составила 59%, нектары - 37%, морсы - 3%, сокосодержащие напитки - 1%. Одной из ключевых тенденций сокового рынка 2005 г. оказался рост популярности морсов.
DISCOVERY
С 80-х гг. прошлого века сбор апельсинов в мире увеличился вдвое, хотя площадь под посадками расширилась всего на 20%. Мировое производство апельсинов в 2005 г. достигло 60 млн т (посадочные площади составили примерно 3,6 млн га). Крупнейшими производителями являются Бразилия и США, на которые приходится сегодня более 40% мирового производства апельсинов. В 2005 г. доля Бразилии составила 29% от общего объема урожая или 17,4 млн т, США - 13% (7,8 млн т), Китая - более 7% (4,4 млн т), Мексики - 6,5% (4 млн т), Индии - 5% (3 млн т), Италии - 4% (2,4 млн т), Испании - 3% (1,8 млн т). Около 1/3 мирового производства (приблизительно 20 млн. т) приходится более чем на 50 других стран, где большая часть апельсинов в свежем виде потребляется на внутренних рынках этих стран. Почти 70% урожая апельсинов в Бразилии перерабатывается для дальнейшего экспорта. В США около 80% урожая направляется на производство сока, который главным образом поступает на внутренний рынок. Экспортное производство свежих апельсинов в США сконцентрировано в штате Калифорния (в 2005 г. - 2 млн т). За прошедшие 20 лет в Китае выпуск апельсинов увеличился приблизительно в 6 раз, в Мексике - на 100%. Среди развитых стран наиболее высокие темпы роста производства отмечались в США (на 36%), Австралии (на 12%) и Испании (на 8%).
Proapk.com.ua