Почти 60 лет возле города Мукачево Закарпатской области растет чайная плантация. Это самый северный участок чая в мире.
В настоящее время плантация под угрозой исчезновения. Жители Мукачево срывают вечнозеленые побеги для погребальних венков. Листочки чая пакуют в целлофан и продают на городских рынках как "грузинский чай" и "средство от раковых заболеваний". Саженцы выкапывают и несут домой, не ведая, что это растение не пересаживается.
- Что-то в этом таки есть, - встречает меня закарпатский профессор-ботаник Василий Комендар, 81 год. - Зеленые листочки чая действительно имеют лечебные свойства и предотвращают образование раковых клеток. Но его нельзя продавать на рынках таким образом.
Василий Комендар свыше 50 лет пытается сохранить уникальную плантацию.
- В 1949 году по указанию Иосифа Сталина ученые Советского Союза должны были разработать методики выращивания южных тропических растений на севере, а северных - на юге. Это должно было засвидетельствовать достижения советской науки, - рассказывает Комендар. - Ученые во главе со всемирно известным академиком Виктором Сочавой решили вырастить в Закарпатье цитрусовые, чайные растения, эвкалипт. Было выделено 10 млн советских рублей. В ЦК КПСС на этот счет доложили: в Закарпатье вырастили чай! Но после смерти Сталина работы прекратили. Из всех опытов позитивным было лишь выращивание чая на Красной горе возле Мукачево. Там посреди массива дубовых и грабовых лесов заложили опытный участок площадью 2 гектара. Это были саженцы грузинского, кубанского, индийского, яванс кого и цейлонского чая. На третий год после закладки плантации собрали 1,3 тонны чайного листа с 1 гектара.
После этого участок начал переходить из одного ведомства в другое. В 1954 году Василий Комендар взял его под свой контроль.
- Я пытался не позволить уничтожить плантацию, - горько вспоминает Комендар. - Ведь грузинские чаеводы утверждали, что закарпатский чай благодаря местному микроклимату вкусом и букетом превзойдет грузинский и краснодарский чаи и не уступит китайскому. Но в начале 90-х плантацию перестали финансировать и передали Мукаче вскому лесоводству. Теперь она сильно запущена.
Комендар вынимает из ящика старые фото 1950-1980-х годов. На них - молодые ученые на чайной плантации возле Мукачево. Участок ухожен, каждый из саженцев добротно окучен.
- Растение выдерживает морозы, - говорит Комендар. - Зимой верхние веточки обмерзают, но весной от корня выбиваются молодые побеги. Теперь между чайными саженцами наросли сорняки, - жалуется профессор, - кусты дикой малины, ежевики. Чайные листочки нужно выискивать. Некоторые кусты чая даже теперь зацве тают и дают плоды. Но плантацией никто не интересуется. По моим подсчетам, нужно около 50 тысяч гривен, чтобы возродить участок.
Комендар пробовал приводить на Красную гору инвесторов.
- Но они глянули, развернулись и ушли, - вздыхает ученый. - Если на протяжении года в плантацию вложить деньги, можно зарабатывать. Из килограмма сырого листа, в соответствии с существующими нормами, можно получить 80-100 граммов готовой продукции. По рыночным ценам это составляет около 3-5 гривен. В Китае, например, урожай чая такого сорта собирают круглый год, у нас можно три-четыре раза. Расширив производство, Украина могла бы частично снизить зависимость своего рынка от импорта. Это был бы хороший бизнес.
Комендар разработал рецепт тонизирующего безалкогольного напитка " Мукаче вский замок" на основе зеленого чайного растения с Красной горы.
- Напиток уже побывал на областной дегустационной комиссии, - говорит Комендар. - Его похвалили. А это еще один из способов заработать деньги, если плантацию возродят. Впоследствии можно будет продавать чайное растение в другие области Украины. Скажем, в Одесскую, где вполне приемлемый климат.
Несколько дней назад Василий Комендар побывал на приеме у губернатора Закарпатья Олега Гаваши, 46 лет. Просил помочь возродить участок.
- Губернатор приказал создать специальную комиссию, с которой мы ездили на Красную гору. Ученые разрабатывают программу расчистки и возобновления плантации, - радуется Комендар.