Эксперты рынка чая не первый год заявляют о существующей во всем мире проблеме молодежи и чая. Новое поколение россиян тоже не хочет пить чай, предпочитая ему другие напитки.
В результате, чтобы сохранить прибыли и аудиторию, в качестве альтернативы горячему чаю производители выводят на рынок холодный чай. Объясняют они данную вынужденную меру тем, что если с молодежью не работать сейчас, то в будущем это скажется на снижении потребления чая. Тем более, что первые продажи холодного чая в России обещают, что этот сегмент может быть таким же перспективным в денежном выражении как и традиционный.
В целом, по данным ассоциации "Росчайкофе", оборот российского рынка чая в 2006г. составил более 1 млрд долл. в денежном выражении и более 169 тыс. т в натуральном. Сегодня более 300 компаний фасуют чай в России. Но рынок в значительной мере консолидирован - на долю четверки крупнейших производителей приходится около 70 % стоимостного оборота. Лидером рынка чая является "Орими Трейд", контролирующая 30% рынка в натуральном выражении, далее следуют "Май" - 13%, Unilever - 10%, "Ахмат" - 9,5%, "Сапсан" - 9%.
Россия является крупнейшим рынком сбыта чая. В этой отрасли наша страна является практически полностью импортозависимой. Основные поставщики чая - Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Китай. Правда, иногда на специализированных выставках бывает представлен чай из Краснодарского края. У него есть своя потребительская аудитория, но в силу ограниченного предложения о его будущем трудно говорить. Российский рынок состоит из операторов российского рынка, которые занимаются блендированием чая (смешивание чаев, который дает вкус и аромат чая), расфасовкой, дистрибуцией, маркетингом. На территории РФ фасуется около 80% чая.
По стоимости чаи подразделяются на премиальный сегмент - цена от 40 руб. за 100 гр, медиум - 20-30 руб. и эконом - 5-20 руб. Как отметила в эфире телеканала РБК программы "В фокусе" PR-директор компании "Орими Трейд" Мария Драбова, в последнее время в розничных продажах чая наблюдается тенденция роста потребления чая премиального сегмента. На сегодня его доля потребления составляет 25% - в натуральном выражении, более 40% - в денежном. Все чаще россияне пьют чай в пакетиках, приближаясь к европейским стандартам потребления чая. Изменились и вкусовые предпочтения россиян. Если раньше наши граждане пили однозначно черный чай, то сегодня они отдают предпочтение нетрадиционным видам чая - травяным, фруктовым, ароматизированным.
Разнообразные вкусовые предпочтения россиян свидетельствует о развитии рынка чая. Однако с появлением новых сортов этого напитка происходит "размытие" рынка, когда потребители считают вкус различных ароматизаторов чаем. "У нас сформировался сегмент потребителей чая с мятой, которые думают что натуральная мята это то, что в зубной пасте и жвачке, а натуральную мяту они воспринимают как искусственную", - говорит бренд-менеджер компании "Ахмат Ти " Андрей Алексеев.
По прогнозным оценкам, в 2007г. рынок чая в России вырастет в денежном отношении на 10-15% в связи с ростом расходов на продвижение чая и спросом на его элитные сорта.